Не прошло и двух недель с момента выхода игры Pokémon Go, как «цивилизованный» мир охватила, в буквальном смысле, истерия. В головах адептов этой игры реальность перепуталась с виртуальностью. Прежде всего потому, что эта игра построена по принципу дополненной реальности. Каждый креакл считает своим долгом установить её на свой айфон и с радостью уйти с головой в новый виртуальный суррогат на день-другой, а то и сразу на месяц. Не удивительно, что «за» покеманию вписался известный «величайший мыслитель современности» Навальный, позволив себе ненадолго оторваться от собак Шувалова и обвинения России в сбитии рейса MH17 в годовщину этой трагедии.

Что такое Pokémon Go, вы можете посмотреть в одном из многочисленных видеообзоров .

Если коротко, то используя камеру смартфона, игрок вовлекается в «дополненную реальность». То есть смотришь своими глазами - видишь, например, мусорный бак. А если через экран смартфона с запущенной игрой - из этого бака вылезает какой-нибудь покемон. И вот при помощи общедоступных карт разработчики привязывают виртуальный мир к реальному, побуждая игрока выполнять различные задания на карте. Отловить какого-нибудь покемона, например. В общем, пустая трата времени для тех, кому нечем заняться, и кто своё время не ценит.

Предлагаю вашему вниманию два твита «величайшего мыслителя» ():

Здесь Навальный противопоставляет реплику известного журналиста и телеведущего Владимира Соловьёва и новый сайт Сбербанка, явно делая намёк на «креативность» последнего.

О другом «мыслителе», а по-совместительству главном дауншифтере страны и главе Сбербанка, Германе Грефе, думаю, .

Греф, видимо, тоже между переживаниями о судьбах отечества, успевает поиграть в Pokémon Go. Потому Сбербанк запустил новый сайт, специально для геймеров - фанатов этой игры:

Целевая аудитория покемонов - это дети и подростки-переростки. То есть взрослые люди, которые живут мыслями и образами из своего детства.

Насколько увлечение покемонами негативно сказывается на психике, можно судить по новостным лентам:

Американца ударили ножом за вопрос о покемонах

Житель американского штата Орегон получил удар ножом за вопрос о покемонах. Об этом сообщает телеканал KPTV.

25-летний Майкл Бейкер решил погулять в час ночи по своему району, чтобы поймать всех фантастических существ в округе с помощью приложения Pokemon Go на своем смартфоне. На одном из перекрестков он увидел мужчину, который, как ему показалось, играл в эту же игру. Бейкер спросил его, ловит ли он покемонов. В ответ мужчина достал нож и нанес удар.

«Я не ожидал, конечно, это было быстро. Он просто резанул меня и убежал», - рассказал Бейкер в интервью телеканалу. Ранение не остановило игрока - он даже не обратился за медицинской помощью. «Это важно для меня. Я должен поймать их всех», - подытожил он.
Лента

Нью-йоркцы устроили хаос после появления в Центральном парке редкого покемона

Некоторые так спешили поймать покемона, что бросали свои автомобили с заведённым двигателем.
Пользователь «Твиттера» Иззи Нобр выложил в Сеть видео, как толпы игроков Pokemon GO устремляются в Центральный парк Нью-Йорка, чтобы поймать редкого покемона - Вапореона.
По словам автора ролика, съёмки проводились около полуночи. Однако, несмотря на столь поздний час, в парк приехали десятки человек. Некоторые так спешили поймать покемона, что бросали свои автомобили с заведённым двигателем.
Life

Думаю, что большое количество сюжетов подобного рода, вы легко можете найти сами. Суть одна: эта игра, как вирус, ментально инфицирует людей, и они теряют связь с реальностью.

Вернёмся к нашим баранам («Что вы встали как бараны, #@!^^#^» - © Навальный ).

Высказывая симпатии Грефу и Сбербанку, Навальный противопоставляет его следующем твиту Владимира Соловьёва:

Если коротко, то суть следующая. Игру разработала американская компания Niantic Labs, которая родилась в недрах Google, а позже вышла «на свободу» (хотя фактически её совладельцами стали та же Google, Nintendo и The Pokémon Company). Устанавливая и запуская игру, вы принимаете условия пользовательского соглашения .

Считаю необходимым дать комментарий по этому «продукту» креаклской мысли.

С некой долей иронии этот видеоблогер пишет:

Раз в сто лет на Западе появляется мобильная игра, которая случайно и конечно же неожиданно для создателей защищает семейные ценности и растит духовные скрепы. Поскольку русофобы уже начали манипулятивно внедрять в массы мысль, что мол Pokemon GO вредна и семейноценностноразрушительна, я подготовил справку, доказывающую, что Pokemon GO — лучшее, что случилось на ниве семейных ценностей с момента изобретения ЗАГСов.

Аргумент 1. Спорт и здоровый образ жизни
В Pokemon GO учитывается километраж, пройденный игроком. Чем больше километров вы прошли — тем круче покемоны вам достанутся. Причем хитрая система приложения не даст его обмануть ни с помощью автомобиля ни с помощью даже велосипеда — слишком быстрые перемещения просто не засчитываются.
ГТО и ДОСААФ отдыхают в прошлом. Pokemon GO вырастит крепкую спортивную нацию, вытащит подростков из темных комнат с компьютерами и заставит гулять по паркам.

Спорт и здоровый образ жизни никак не зависят от этой игры. Как люди занимались спортом и вели здоровый образ жизни, так они и будут делать вне зависимости от раздуваемой истерии вокруг Pokémon Go.

Аргумент 2. Культурное обогащение
В Pokemon GO важнейшую роль играют локации с достопримечательностями. В буквальном смысле игроки обходят парки, культурные места, узнают много о городе, в котором живут или в который приехали. Уточню — достопримечательности именно вписаны в игру — в локациях можно увидеть фото памятника или объекта. Причем эти локации играют важную роль в игре, т.к. рядом с ними можно получать различные бонусы.
Поколение Pokemon GO вырастет намного более знающим свою культуру, чем те, кто рядом с этими достопримечательностями никогда в жизни и не побывал бы.

Абсолютно ничто не мешает нормальному человеку посещать парки, культурные места, гулять по городу. Напротив, игра, «подселяя» цветных уродов в реальный мир рушить грань между реальностью и виртуальностью. И какой-нибудь музей запомнится подсевшему игроку не предметами искусства, а существующими лишь на экране его смартфона монстрами.

Аргумент 3. Спортивное ориентирование и работа в группе
Pokemon GO развивает навыки ориентирования, а также работы в команде. Помимо умения быстро находить нужный объект вам нужно уметь для выполнения ряда заданий работать в команде. Ни один военкомат такому не научит.

В реальной жизни существует множество занятий, которые развивают командный дух. Например, любые коллективные виды спорта. И по своей динамике, по качеству работы в команде, они на несколько порядков превосходят высосанный из пальца виртуальный мир покемонов. Предлагаю сравнить показанное выше в одном из видеороликов помешательство геймеров и какой-нибудь, например, футбольный матч.

Аргумент 4. Дружба, добрососедство, взаимовыручка
Это продолжение предыдущего пункта. Игроки взаимодействуют друг с другом, заводят новые знакомства. Причем не среди тех, кто пьет-курит, а тех, кто гуляет по паркам, кто позитивный и веселый.

Конечно, без покемонов в мире не может быть взаимодействия и новых знакомств. Только через алкоголь и табакокурение. Вероятно, автор этого поста таким образом передаёт свой личный опыт. Но нормальные люди знают, что быть позитивным и весёлым можно как без реальной, так и без виртуальной заразы.

Аргумент 5. Семейные ценности
Теперь куда легче всей семьей выйти на прогулку. Папа, мама, сын-подросток и маленькая дочь — всем будет интересно выполнять совместные квесты на свежем воздухе. Эта игра интересна родителям прогулками и временем с детьми. Детям интересна тем, что наконец-то и родителям интересно что-то из их мира увлечений.

Знаете, если человеку в 43 года на свежем воздухе, кроме как играть со своими детьми в Pokémon Go, заняться больше нечем, это должно вызвать серьёзную обеспокоенность у его родных и близких. Любой сознательный родитель назовёт сотни других способов времяпрепровождения с детьми, которые позволят обойтись без виртуальных суррогатов.

Уверяю вас, мои религиозные друзья, сегодня нет в мире игры более семейноценностной и духовноскрепной, чем Pokemon GO.

Как понимаете, это всё сарказм. Абсолютно глупый, обращённый к аудитории выращенных на покемонах подростков-переростков.

Самое смешное, что Олег Козырев 1972 года рождения. В 1997 году, как вышел первый мультфильм про покемонов, ему уже было 25 лет. Это о многом говорит.

Навальному был 21 год. Это ещё как-то можно списать на огрехи воспитания и окружающую среду.

Но вот когда претендующий на роль политика взрослый мужик, у которого жена и двое детей, рубится в компьютерные игры - это просто смешно:

Навальный рассказал о своей страсти к видеоиграм: не смог убить главного злодея в Crysis 3, но собирается победить Путина

Политик также сообщил, что вся его семья, включая жену и детей, с удовольствием играет на планшетах, и в AppStore было закуплено много игр. «Последняя игра, в которую я „рублюсь“ — это Plague, где ты распространяешь эпидемию среди человечества. Я достиг в ней совершенства. Я прошел ее на самых сложных уровнях. И могу убить человечество за две минуты».

Из понравившихся командных игр Навальный упомянул StarCraft: «Где-то полгода назад, когда уже были возбуждены уголовные дела против меня, я решил зарегистрироваться на Battle.net, чтобы посмотреть как там в StarCraft все устроено. Сел играть и выпал из всего окружающего мира на неделю». При этом он отметил, что не разрешил бы в своем офисе играть в командные игры — слишком увлекает и съедает время.
NewsRU.com

Это нормально? Представляю себе такую сводку новостей из воображаемого будущего:

Президент республики Садового кольца Алекс Навальный не смог принять участие в проходящем на вошедшем в устье Яузы американском авианосце «Дональд Кук» саммите НАТО по причине его полного выпадения из реальности в связи с выходом новой части Pokémon Go.

Это же чистой воды идиотизм, когда претендующий на роль политика человек неделями «рубится» в предназначенные для детей и подростков компьютерные игры.

Так вот, возвращаясь к заголовку статьи. Я прекрасно понимаю такое явление как компьютерные игры. Через моё детство и подростковый возраст они тоже прошли. Но детство прошло, позади школа, институт, - всё это осталось позади. Когда у тебя семья, дети, работа и множество других забот - о каких вообще компьютерных играх может идти речь?

Только в одном случае это допустимо - когда компьютерные игры являются твоей работой . Например, как у Дмитрия Goblina Пучкова . Когда ты профессиональный обзорщик, тестировщик и иже с ними.

Кто-то скажет, что компьютерные игры во взрослом возрасте - это лучше чем алкоголь. Безусловно, да. Но они могут причинить не меньшее зло в плане семейных отношений, чем выпивка. Виртуальная реальность засасывает получше бутылки. Всё это большая и сложная тема, которая требует отдельного разговора.

Подводя же итог, скажу следующее.

Есть традиционные ценности, которые, словно вода камень точит, были обточены толщей веков. Они всем известны - семья, дети, культура, религия. Есть нетрадиционные, «новые» ценности, к которым большая часть общества относится настороженно - потому как «эффект» принятия этих «ценностей» на веру сказывается не сразу, а постепенно (многие видели, зависимых от компьютера детей - «эльфов 80-ого уровня»).

Так вот, выступая в роли «народного политика», ярлык которого вешает на себя Алекс Навальный, нельзя в части принципиальных вопросов поддерживать т.н. «креативное меньшинство» в 1% от общей численности граждан, и проповедовать взгляды этого меньшинства - поддержка Pussy Riot и педерастического ЛГБТ-сообщества, «художника яйцами» Павленского, называть возвращение Крыма «аннексией», обвинять Россию в сбитии малазийского боинга рейса MH17 и так далее, и тому подобное. Продолжить список этих «заслуг» вы можете самостоятельно.

Как говорят в таком случае: вы либо крестик снимите, либо трусы оденьте.

«Чувак, развернись, мне нужно поймать этого Диглета».

Когда я произнес эту маловероятную фразу вслух, я не понимал, что возвращаю чувство, которое, казалось, потерял глубоко в прошлом. Я, наконец, исполнил детскую мечту, свою и миллионов других людей. Я был настоящим тренером покемонов и охотился на одного из своих будущих питомцев.

Люди проводят часы, разъезжая и разгуливая по городам, останавливаясь, только чтобы поймать покемона и сразиться с другими тренерами. Эта эпидемия началась не так давно, но уже захватила весь мир. За считанные часы капитализация Nintendo выросла вдвое и обогнала даже Sony. Это прорыв. Жаль только, что релиз игры Pokemon Go в России откладывается на неопределенный срок.

Pokemon Go - не обычная игра про покемонов, в которой игрок использует портативное игровое устройство для исследования цифрового мира. Вместо этого она создает опыт дополненной реальности, который превращает реальный мир в игровую карту. Вместо исследования виртуального мира в поисках Чаризардов и Веномотов, нам приходится исследовать мир реальный.

Pokemon Go уже стал феноменом и скоро обгонит Twitter по числу ежедневных активных пользователей. Вы наверняка слышали о ней. Так что же это? Очередная Flappy Bird или предвестник новой эпохи?

Нет ни единой причины, почему Pokemon Go смывает наш мир. Игры на основе геопозиционирования были и до нее. И про покемонов тоже были.

Особенность Pokemon Go в том, что она снова заставляет нас поверить в те самые истории детства.

Deus ex machina: игры в дополненной реальности

Pokemon Go переворачивает вверх тормашками все, что мы знаем об играх. Кто не знает о World of Warcraft, в которую, наверное, играло полмира? Pokemon Go — это другое. Это многопользовательская видеоигра в реальной жизни (RL-игра). RL-игры обладают магией погружать нас в любимые франшизы и истории, воплощать их в реальность. Они добавляют ощущение глубины, чувство погружения и, как это ни странно, беззаботности касательно реального мира.

Люди, охваченные покемоновым безумием, как оказалось, чувствуют более глубокую связь с реальным миром. Они начинают подмечать достопримечательности, картины и статуи, мимо которых проходили 1000 раз, не глядя на них. Они исследуют окрестности, в которых никогда раньше не ходили. Они заводят больше дружелюбных бесед с незнакомыми людьми по всему городу, чем за шесть предыдущих лет вместе взятых.

Будем честны, Pokemon Go находится в зачаточном состоянии. Механизмы в ее основе чрезвычайно просты, социальные функции рудиментарны, а режим дополненной реальности для ловли покемонов вообще не зависит от окружающего вас мира.

И тем невероятнее то, что Pokemon Go предоставляет единственный и наиболее убедительный цифровой опыт, который я могу припомнить за последние несколько лет.

Слишком долго наши самые погружающие и интересные медиа были связаны по рукам и ногам. Наши видеоигры и фильмы, наши телевизоры и книги. Все они прекрасны по-своему и буквально вопят: «Подойди и выброси из жизни несколько часов! Оставь настоящий мир и проблемы позади!».

Но RL-игры отвечают им: «Давай исследовать настоящий мир вместе! Я помогу!». И с этого момента они возвращают нас в сказки.

И это только начало.

Разрушаем стены между цифровым и реальным

Среди всех проблем, которые тянут Pokemon Go вниз, есть и такая. Нет, не простая механика игры. И не сомнительная интеграция дополненной реальности.

Смартфон.

Играть в Pokemon Go на смартфоне - это как играть в World of Warcraft на цветном калькуляторе.

Прогулка по городу в поисках покемонов - это интересный и насыщенный опыт. Постоянно отвлекаться на смартфон просто раздражает. Это основательно разрушает опыт, который Go может и сможет однажды предоставить.

Pokemon Go умоляет, чтобы в нее поиграли с Hololens или Magic Leap. Разработчики уже заявили о своих намерениях интегрировать ее в гарнитуры. Пока ее просто нельзя назвать игрой в дополненной реальности. Есть другая технология, которая может стать ключевой в будущем RL-игр: искусственный интеллект.

ИИ: магия в жизни


Сказки нашего детства были глубокими. Они были неожиданными. Мы не знали всех правил. Да и не хотели, если честно.

В современных играх это невозможно. Наши игры обширны и предлагают исследовать огромные миры. Но они плоские - предсказуемые системы, работающие на предсказуемых алгоритмах. RL-игры ничем от них не отличаются и предоставляют все тот же предсказуемый опыт.

И это может стать причиной провала первого поколения игр в дополненной реальности. Проблему смартфона можно решить, но чтобы Pokemon Go выжила, ей нужно быть умнее. К счастью, и что довольно забавно, мы знаем ответ: другая игра под названием го.

В начале этого года Google Deep Mind в настольную игру го. Впервые. Этот момент был переломным в истории ИИ. Многие годы обыграть лучшего игрока в го считалось САМОЙ вышей целью в исследованиях ИИ. Google не просто обыграла, но и создала ИИ, который играет в собственном стиле, и играет красиво.


Когда ИИ займется Pokemon Go, мы не будем играть против него. ИИ будет управлять игрой. ИИ будет знать, что в самых темных лесах живут самые большие монстры. Он будет знать, что Сквиртла проще поймать во время дождя. Он приведет вас к вулкану, чтобы вы поймали Драгонайта.

Давайте представим, как будет выглядеть Pokemon Go (и другие подобные игры) через пять лет.

Никто не будет играть в Go или другую RL-игру на телефоне, когда шлемы дополненной реальности выйдут на рынок. Избавившись от смартфона и интегрировав дополненную реальность в гарнитуры, мы полностью устраним стены, разделяющие физическое и цифровое.

Магия машинного обучения. RL-игры унаследуют лучшие возможности искусственного интеллекта создавать удивительные сценарии, насыщенные и глубокие. Нам будет казаться, будто мы исследуем дикий, яркий мир, а не большой, но скучноватый, как сегодня.

Индивидуальная география виртуальной реальности. Гарнитуры дополненной реальности отлично подходят для ежедневных игр. Но иногда вам потребуется проходить специальные квесты и миссии, которые потребуют большего погружения. К счастью, тематические виртуальные парки заполнят этот пробел.

Тесные социальные связи. Многие люди будут играть в RL-игры по ночам и выходным со своими друзьями. Мы будем бродить по городам, развлекаясь и социализируясь. Связь с игрой упростит эти процессы и даст повод завести разговор с незнакомцем.

Физические и психические преимущества. Физические преимущества очевидны: эти игры требуют небольшой активности. Психические преимущества пока менее очевидны, но будут важны в долгосрочной перспективе. Игры уже стали проверенным методом лечения депрессии и тревоги.

Вот к чему мы идем. И эти игры уже здесь.

Вначале Июля 2016 года компания Google совместно с Nintendo и Niantic выпустила мобильную игру с дополненной реальностью , которая погрузила целый мир в состояние безумного ажиотажа. Все фанаты вымышленных японских монстриков со сверхспособностями буквально сошли с ума, взявшись вылавливать разные виды где бы то они ни были: городские улицы, проулки, общественные заведения, государственные учреждения, парки, пляжи, леса, села, замки и прочие места на планете Земля. И буквально в первый же день СМИ начали фиксировать забавные, курьезные и даже трагические случаи, связанные с ловлей покемонов.

И так, представляем подборку самых курьезных ситуаций в истории Покемон Го на Андроид:
  • Компания Nintendo, владеющая правами на покемонов, из-за скандального пресс-релиза потерпела крупные убытки, связанные с падением цен на акции почти на 18%, что равно потери капитализации в 6.7 миллиардов долларов. В обращении было сказано, что компания не зарабатывает в крупных масштабах на Pokemon GO.

  • Студент из Санкт-Петербурга, россиянин Григорий Тимофеев, сумел собрать 145 видов покемонов из 150 доступных в игре на данный момент, что сделало его безукоризненным рекордсменом и лучшим игроком в мире. Примечательно, что официально Покемон Гоу на Андроид доступен только в США, Австралии и Новой Зеландии.

  • В Соединенных Штатах мужчина устроил ДТП, будучи за рулем своего авто. Он врезался в полицейский патруль, а в свое оправдание сказал, что виновата во всем «проклятая игра», подразумевая покемонов.

  • Очередной взрыв пуканов вызвала фотография, где десятки игроков в Pokemon GO отправились по пояс в море, чтобы словить покемона.

  • В Екатеринбурге у Театра Драмы был установлен гранитный памятник покеболу в честь популярности игры.

  • С момента выхода игры участились грабежи и насилие именно в укромных местах города, где злоумышленники специально вычисляют место положение покемона, за которым обязательно кто-то придет. Страдают в основном подростки в возрасте 16-18 лет.

  • 19-летняя девушка Шейла Виггинс, пытаясь поймать водяного покемона, обнаружила в местном озере Ривертона труп.

  • Иронический случай произошёл в музее холокоста, а именно в зале, посвященном памяти погибшим в газовых камерах евреям. Именно в этом помещении был обнаружен покемон Коффинг, который распыляет ядовитый газ.

  • Австралийская девушка Лесли Шмидт вместе с парнем случайно забрели в царство пауков, заигравшись в Pokemon Go.

  • Фанат покемонов по имени Джонатан умудрился поймать покемона во время родов своей жены непосредственно в роддоме.

  • На барахолках уже начинают продавать аккаунты тренера с высоким уровнем, стоимость которых достигается по меньшей мере $100. Кроме того, заядлые фанаты предлагают услуги по «выгулу смартфона с целью поимки покемонов».

  • В России был выпущен закон, подразумевающий несение административной или уголовной ответственности за ловлю покемонов в определенных местах: государственные здания, граница, закрытые объекты и прочее.
Игра Покемон Го на Андроид несет серьезную опасть психическому здоровью человека, а также может быть смертельно опасной для пользователя, сильно увлекшимся в процесс поимки покемонов – об этом сообщают международные психологи, средства массовой информации и аналитики. СМИ пестрят заголовками "Мир сошёл с ума от Pokemon Go!" Есть мнение, что всё было наоборот - сначала началась истерика, которая потом в режиме "тяни-толкай" дотолкала идею "будь управляемым идиотом" до мировых вершин, пишет life.ru .

Чем больше заголовков в СМИ, тем больше пользователей, чем больше пользователей, тем больше заголовков в СМИ. Если учесть, что за игрой стоит корпорация Google и одно из её подразделений, ответственных именно за перспективные разработки (которые надо проталкивать на рынок буквально силком) - это предположение не лишено смысла.

Вкратце напомним суть Pokemon GO: где-то в реальном мире на карту ставится метка, что там находится виртуальный японский аналог Чебурашки. Его надо найти и поймать, потом надо кормить и развивать, а ещё в определённых местах (которые тоже устанавливаются на реальной карте) появляются точки обмена и проведения боёв. А ещё можно высиживать яйца покемона (не спрашивайте, что это. Просто не надо). Инноваций в игре две: во-первых, до места нужно идти собственными ножками, а не кнопками на клавиатуре, а во-вторых, камера смартфона транслирует картинку реального мира, на которую накладывается покемон. Прорыв.

Это не зомби-апокалипсис, это люди в полночь ищут покемона в центре Нью-Йорка:

На самом деле ничего особенно нового тут нет. Беготня с включенным смартфоном и дополненной реальностью несколько лет назад не взлетела у одной корейской компании, считающей себя лидером рынка (у них много чего не взлетало, что потом завоёвывало рынок в реализации конкурентов. Потому что скучные). А покемоны - вообще практически ровесники Российской Федерации. Но удивительно, что сейчас, когда молодёжи приходится объяснять, кто такие Бивис и Баттхед, покемоны по-прежнему способны увлечь молодёжь, причём даже не японскую, а американскую (включая австралийскую) и европейскую аудитории.

Впрочем, это была присказка, а сказка впереди. И она вот в чём: вся эта истерия, на мой взгляд, есть не что иное, как очередной социальный эксперимент на тему, как заместить реальные приоритеты и реальную картину мира в голове человека виртуальными, заставить его уже не в виртуальной, а в реальной жизни следовать чужим указаниям. Грубо говоря, как сделать управляемую человеческую единицу. Google работает над этим уже десять лет и, судя по всему, уже довольно близка к успеху.

Изменение сознания

В последнее время предпринимается много усилий для того, чтобы реальную систему ценностей и оценок поведения, которая закладывается в детстве и действует всю жизнь, заместить виртуальными правилами игры, которые можно произвольно менять.

Началось всё с массового распространения компьютерных игр, где для каждого жанра (а иногда и для отдельной игры) существовал собственный набор правил функционирования виртуального игрового мира и поведения в нём, а также ряд общих (например, что смерти нет, а есть система "сохранился-восстановился"). Игроки объединялись в сообщества любителей определённых жанров или игр, и в них постепенно начинали следовать правилам привычного им виртуального мира, причём уникальные правила сообщества, как это всегда бывает, получали приоритет над общими правилами жизни в большом мире. Например, в рамках этих правил нужно всегда быть готовым к встрече с драконом - хотя откуда в нашем мире дракон? В общем, первое направление - виртуальные миры с их упрощёнными наборами правил, которые постепенно выплёскиваются в реальный мир.

Одновременно шёл противоположный процесс - создание игровых систем и виртуальных наборов правил непосредственно внутри реального мира. Тут на ум первыми приходят флешмобы и квесты, создающие свои виртуальные миры и свой упрощённый набор виртуальных правил, следовать которым надо в реальном мире.

В принципе, старые добрые секты тоже представляют собой набор других правил, но там речь идёт о жизненных ценностях, которые едины, универсальны и длятся всю жизнь. В виртуальном мире этого не происходит: квест или флешмоб же вводит свои правила только на время проведения, после его окончания волшебство исчезает и нужно возвращаться в скучную обычную жизнь. То же и с компьютерными играми, где игрок при переходе из одной игры в другую вынужден полностью перестраивать свою модель поведения - т.е. он привыкает, что миров много, и своё поведение можно и нужно произвольно перестраивать.

Неизвестно, когда этот процесс был замечен и переведён в управляемую фазу, но сейчас он находится именно в ней.

Pokemon Go - это новый этап, при котором виртуальная система со своими правилами поведения выплеснулась в реальный мир и эти правила получили приоритет над правилами реального мира. Пялящиеся в смартфоны люди попадают под машины и устраивают аварии, потому что виртуальные правила для них более приоритетны. Известная уже хохма про то, как гопники создали точку в тихом уголке и грабили тех, кто к ней подходит, - из той же оперы. Увлечённый виртуальными правилами человек начинает игнорировать правила реального мира, в том числе те, которые могли бы уберечь его от опасности. Охотники за покемонами бродят по паркам и свалкам, пытаются вламываться в чужие дома и даже в отделения полиции. Потому что в виртуальном мире это можно, а его правила имеют приоритет над правилами реального мира. И это не смешно.

Победа виртуальности над реальностью

Все бегают за покемонами. Кого-то выгнали из музея, кто-то так увлёкся поиском за рулём, что врезался в дерево, кто-то слишком погрузился в смартфон и его самого сбила машина - ну когда ещё проявления идиотизма на публике рассматривались как нормальное поведение?

Создатели игры преподносят её основные достоинства как лежащие в реальном мире: физические нагрузки благодаря тому, что за покемонами надо гоняться ногами, возможность физического общения в "точках сбора" и т.д. В реальности же этот аргумент выглядит так: "Ничего страшного нет, виртуальные глупости даже полезны для вас в реальном мире, вот видите!"


Победа виртуальных ценностей над реальностями усугубляет проблему, которую автор впервые с удивлением отметил во вполне себе оффлайновых квестах в реальном мире. В квесте все бегают вокруг памятника, отмеченного как "точка 6", но всем абсолютно всё равно, что это за памятник. Это просто точка на карте без символического значения. Нашёл точку, сфоткался, пошёл дальше.

Поэтому сейчас замечания, что "это вообще-то кладбище, а это церковь, это важные вещи в жизни людей" вызывают искреннее удивление охотников за покемонами: как это - важные? Важно - это то, что покемон во-он там, под люстрой. А кладбище - ну, кладбище, и что? Реальные ценности, ориентиры и скрепы (Скрепа - это когда все члены общества знают, что такое кладбище, что там находится и почему люди там грустные. И сочувствуют друг другу.) сначала дискредитировались, а сейчас просто игнорируются. Какой Авраам Линкольн? У нас тут вчера был портал в Ingress, сегодня точка обмена покемонами.

И один и тот же человек не вспомнит даже не то, что здесь стоит памятник погибшим, например, но и то, что здесь был портал. Правила изменились, мозги очищены и перезагружены под новую игру.

Кому-то хорошо?

Конечно, хорошо. Способность повелевать массами в наше время отлично ценится на рынке.

Вы даже не представляете, насколько широкий веер возможностей открывается перед авторами приложения, которое задействует одновременно GPS, камеру смартфона, мобильный Интернет и другие подсистемы, и при этом способно заставить пользователя самого и с удовольствием топать туда, куда этому приложению нужно.

Самое маленькое и неинтересное направление - это монетизация. Из игроков, особенно объединённых в сообщества, где они объясняют друг другу, что "ну это нормально", можно вытянуть довольно много денег. Неохота бежать 10 км? Доллар. Хочешь быстрее высидеть яйцо - ещё доллар. Не хочешь платить? Ну высиживай, как дурак. Владельцы платных рисованных танков не дадут соврать.

Если у тебя есть возможность с помощью виртуальных (т.е. априори бесплатных) маячков заводить игроков в определённые реальные места, ей грех не воспользоваться! В покемон можно (за небольшую плату) поставить метку сбора игроков в конкретном ресторанчике: заплатите нам немножко, и мы нагоним к вам в заведение толпу, которая что-нибудь у вас купит. Первые подсуетившиеся получат преимущества, но потом, когда платить за размещение маячков начнут все, новые вливания уже ни к чему не приведут - игроков-то больше не станет. А вот отказ приведёт к серьёзным убыткам. В общем, как наркотики, курение или поисковая оптимизация: первая доза бесплатно, а потом приходится тратить всё больше ресурсов, чтобы оставаться на том же уровне.

И немного конспирологии

Куда же без теорий заговора в наше сложное время? Начало распространения игры оказалось связано со скандалом: выяснилось,что версия для iOS требует полного доступа к аккаунту Google. Впрочем, это быстро объяснили технической ошибкой и в обновлении права понизили - т.е. с этой стороны угрозы больше нет. А жаль.

Основные теории заговора конспирологов старой школы (которые играли в шпионов до технологической революции) базируются на том, что можно поставить точку на нужное место, и наивные игроки наведут на него камеры своих смартфонов. А дальше - в век мобильного Интернета-то - дело техники. Им видятся солдаты, ищущие покемонов в недрах ракетных шахт и центральных постах атомных подводных лодок. Собственно, пользователи быстро написали фейковую новость, что в Саратове охотник на покемонов был задержан на военном объекте, и запустили её в Сеть, просто чтобы потроллить. С другой стороны, основания для опасений, что по глупости сфотографируют что-то не то, есть - да что там говорить, если президент Израиля ловит покемонов в своём рабочем кабинете?


Даже наше государство внезапно озаботилось вопросами секретности в охоте на покемонов. О возможной причастности к игре спецслужб намекнул Николай Никифоров, а анонимный ветеран ФСБ развил эту идею в интервью информационному агентству: мол, как чиновники начнут играть на рабочем месте в эту игру, и в камеру попадёт что не то? А иногда достаточно сигнала GPS.

Тут бы хотелось поёрничать, но получается плохо. Дело в том, что даже если мы исключим версию с предоставлением полного доступа к устройству, то просто сопоставление идентификатора устройства и идентификатора пользователя (который, например, служит в ВМФ или ВКС России) уже даёт огромное количество полезной информации. А уж доступ к камере и GPS одновременно - и вовсе кладезь информации.

Масла в огонь подливает информация о том, что основатель Niantic в начале своей карьеры трудился на правительство США в области дипломатических отношений (в Вашингтоне, Мьянме и Индонезии), потом в Keyhole Inc (их продукт после покупки стал называться Google Earth), работавшей на грантах фонда развития ЦРУ. А потом перешёл в стратегическое подразделение Google, активная работа которой с властями США по стратегическим направлениям - давно не секрет.

Но пока игра обкатывается на США, российским конспирологам можно спать спокойно. Более того, озвученная выше конспирологическая версия если и является целью, то побочной, по крайней мере, пока. В будущем её, может быть, и задействуют для отдельных игроков ("ищи покемона в сейфе у папы!"). Сейчас же идёт тестирование и оттачивание разных вариантов: как заставить огромные массы несколько неакдекватно воспринимающих действительность пользователей гоняться за виртуальными вставками в реальный мир, начисто игнорируя его реальные особенности.

Направление главного удара

Флешмобы, квесты, геотаргетинг, Google, смешанная реальность… что в этом общего? Общее, как уже писалось выше, то, что раз за разом на людях оттачивают технологию: как внедрить им в голову виртуальную (и легко заменяемую) систему ценностей, а потом заставить их совершать определённые действия уже в реальном мире. Людям сообщают из некоего командного центра, что "было бы неплохо идти вот туда и делать то-то".

Pokemon Go в этом плане представляет собой новый шаг, ибо сильно упрощают процесс. Флешмобы приходилось устраивать заранее и тратить много сил, придумывая и внедряя в голову мотивацию в каждом конкретном случае. Правила квестов вообще установлены заранее. Теперь же есть целая платформа, позволяющая нагонять стадо орков в нужное место много-много раз в рамках одного и того же набора игровых правил.

В этом плане уже абсолютно неважно, что будет дальше с Pokemon Go. Технологии успешно опробованы, способы влияния на мозги обкатаны, технические средства проверены, схемы управления и координации заданы. Кто знает, может, случись киевский Майдан на год позже, на экранах смартфонов светились бы точки "Янукович здесь! Окружи его, не дай ему уйти!", а протестующие с весёлым гиканьем бегали от точки к точке, мгновенно формируя большую толпу в нужном месте. А далее - везде. Безобидную игру можно в любой момент превратить в платформу для чего угодно.

Но главная прелесть Pokemon Go в том, что всё это там есть одновременно. Это может быть и глупенькая игра, и система монетизации виртуальных фигурок реальными деньгами, и платформа для акций гражданского неповинования, и система управления поведением толпы с внедрением виртуальных игровых правил для совершения реальных действий. Кстати, тоже с возможностью коммерческого использования. Но пока это просто игра, любые запреты и ограничения будут смотреться крайне глупо, а потом они будут уже бесполезны. Многофакторность - ключ к успеху.

В заключение хотелось бы уйти от государств, глобальных теорий заговора и методик манипуляции поведением людей. И вернуться к отдельному человеку и к тем угрозам, которые все эти нововведения несут для него лично. Покемоны, виртуальные сообщества и виртуальная жизнь уже привели к страшной демографической катастрофе в Японии. И это только начало.

В книге Стругацких "Хищные вещи века" есть такой наркотик - слег. Это нейростимулятор, суть которого в том, что он подстёгивает воображение, позволяя человеку создавать внутри себя яркий, сочный внутренний мир, полный великолепных приключений, интересных событий и потрясающих чувств.

Мир настолько яркий, что жить в реальном мире становилось просто скучно. В этом и заключалась опасность для человечества: человек терял всяческий интерес к внешней жизни и мечтал только об одном: как бы быстрее погрузиться обратно в яркий виртуальный мир своих грёз и фантазий. С закономерным финалом: смертью от истощения, поскольку виртуальный мир не способен удовлетворить реальные физические потребности организма, а человеку удовлетворять их становилось скучно - неохота время терять на еду или сон.

Что ж, во времена Стругацких не было смартфонов с дополненной реальностью, поэтому они считали, что единственная виртуальная реальность приходит изнутри. Сейчас мы видим, что она может приходить извне в виде уже готового и построенного профессионалами мира. А в остальном и опасность, и возможные последствия они сформулировали до ужаса верно.

Александр Шапошников

Уже неоднократно писалось о том, что компьютерная зависимость сродни наркотической - если у геймера отнять возможность круглосуточно просиживать перед экраном, у него начинается реальная ломка сродни наркоманской.

Лишенные компьютера игроки, включая и детей, неоднократно совершали убийства, чтобы вернут заветную машину-наркотик. Так, например, прошлой осенью пятнадцатилетний школьник из Челябинской области зарезал своих родителей, только за то, что они запретили ему играть в компьютерные игры.

Свидетельством расстройства психики и огромной нагрузки на центральную нервную систему служит несчастный случай, произошедший с семнадцатилетним подросток из Башкирии, который более трех недель подряд все ночи напролет играл в компьютерную игру Dota 2, вследствие чего просто-напросто умер. Двое ребят, которым родители не дали денег на игру, взяли и убили их; затем нашли деньги и, ни сколько не думая о трупах родных людей, которые они оттащили в баню, молодые люди пошли играть. За этим занятием их и застали правоохранительные органы:

Известны уже смертельные происшествия связанные и с новинкой игрового сезона Pokemon GO - их самих начали убивать.

Вот еще несколько случаев об отвлекающихся на Pokemon GO водителях, разводах из-за World of Tanks, смертных случаев от непрерывной игры в Dota 2 и других трагические случаи, связанные с компьютерными играми, представленные в материале "Газеты.Ru".

Убить за покемонов

Pokemon GO стала одной из самых смертоносных игр последних месяцев. Миллионы игроков, которые играют в игру про ловлю карманных монстров, постоянно подвергают себя опасности из-за банальной невнимательности.

С момента релиза игры было зафиксировано множество несчастных случаев, в том числе с летальным исходом, по причине игры. Так, в Японии уже зарегистрировали первый случай такой смерти. Водитель, который на смартфоне играл в популярную игру, сбил двух женщин.

Он рассказал, что даже не заметил идущих по дороге женщин. В результате одна из них скончалась в госпитале, а вторая получила тяжелые травмы.

Спустя сутки после этого там же, в Японии, был зафиксирован второй случай ДТП со смертельным исходом из-за Pokemon GO. Водитель отвлекся от дороги, потому что пытался установить на зарядку смартфон, который "сел" из-за его увлечения игрой.

Также нередки случаи стрельбы по ловцам покемонов. Так, двое вооруженных преступников пытались ограбить целую группу фанатов игры. Однако они получили серьезный отпор: у одного из игроков случайно оказался пистолет. В результате перестрелки грабитель и геймер получили по огнестрельному ранению.

Житель Техаса Натан Серда и вовсе объявил на своей странице в Facebook, что собирается "выйти на охоту" за игроками в Pokemon GO. Позже на него было возбуждено уголовное дело, а пост удален.

Последнее поражение в онлайн-игре

Зачастую поражение в онлайн-игре становится причиной нервного срыва. В особых случаях это может довести до самоубийства игрока, который не смог "затащить". Так, после неудачи в игре World of Tanks сотрудник ФСИН в Пермском крае Николай Грехов покончил жизнь самоубийством.

Перед самоубийством младший сержант отдела охраны одной из исправительных колоний города Кунгура провел бессонную ночь за "танками" и выпивал. Бывшая жена Грехова рассказала, что World of Tanks была настоящей манией ее мужа, а поражения приводили к сильному расстройству. Из-за игры, в частности, и распался их брак.

На утро, будучи сильно пьяным, после очередного поражения Грехов свел счеты с жизнью.

Из-за той же World of Tanks покончил с собой и семнадцатилетний петербуржец. Как рассказывала бабушка подростка, в какой-то момент он сильно разозлился, начал бить монитор, после чего совершил самоубийство.

При этом неудачи в играх и последующее огорчение далеко не всегда служат причиной смерти игроков. Пусть игромания и не считается официально болезнью, нередки случаи смерти в результате перенапряжения от чрезмерного увлечения игрой. К примеру, 17-летний геймер из Башкирии скончался после практически непрерывной игры в Dota 2 в течение 22 дней.

Однако в данном случае это сравнение не совсем очевидно, так как он сидел дома с травмой ноги, которая могла также стать причиной смерти ребенка.

Но стоит отметить, что смерть геймеров прямо за компьютером - нередкое явление в Азии. В Пекине скончался 33-летний безработный, который играл на компьютере непрерывно в течение 27 дней. От сердечной недостаточности, вызванной переутомлением, в интернет-кафе тайваньского города Гаосюн умер 32-летний мужчина. 19-летний житель китайского Наньтуна отрубил себе кисть левой руки, чтобы избавиться от игровой зависимости. В общем, случаев подобного поведения и последующих осложнений существует масса.

Наиграются в свои игрушки и идут людей убивать

Многие люди пытаются объяснить случаи убийства с увлечением геймерами "жестокими" играми. Если в видеоигре есть возможность убивать других людей, то она автоматически становится объектом обсуждения в определенных кругах.

Если убийства в игре жестокие и изощренные, то они становятся объектом порицания, и сразу же любителям этих игр приписываются психические расстройства.

Так, в России о запрете жестокости в компьютерных играх задумались в 2014 году, после стрельбы в московской школе №263, устроенной старшеклассником. Более того, Госдума приняла на рассмотрение законопроект "О внесении изменений в статью 16 федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

В документе предлагалось изъять из открытого доступа "программы для ЭВМ и баз данных, запрещенные для детей" и оговаривалось, что речь идет о компьютерных играх, в которых содержится открытая пропаганда насилия.

"Эти "стрелялки" являются, по сути, пособием для подростков, как уничтожить противника всеми доступными средствами, учат стрелять и целиться во врагов не промахиваясь, и вот результат - то, что мы имеем", - говорилось в пояснении к законопроекту.

Другим примером такого обвинения игр в действиях людей является нападение на прихожан в московской синагоге, совершенное в 2011 году Александром Копцевым. Тогда, как и в случае со стрельбой в школе, некоторые называли виновной во всем игру Postal, которой увлекался преступник.

Однако одним из самых громких случаем массового убийства, которое связывают с играми, считается убийство 13 человек (и более 30 раненых) в школе "Колумбайн" 20 апреля 1999 года, совершенное двумя старшеклассниками, один из которых увлекался игрой Doom.

"Люди не становятся более агрессивными, играя в подобные игры. Однако это применительно к стабильной психике, которая более или менее в норме. На человека гипервнушаемого или с патологией подобные игры могут повлиять и показать модель поведения, которую им захочется применить в жизни", - отметила в беседе с "Газетой.Ru" координатор мастерской психологии "Летней школы" Анна Край.